Решил возобновить эту едва начатую рубрику На сей раз речь пойдет о, возможно, не лучшем, но зато самом моем любимом произведении великого Сида Мейера – “Colonization”.

Игроку предстоит в качестве представителя одной из великих европейских держав (Англии, Франции, Испании или Голландии) отправиться в только что открытую и еще совершенно не изученную Америку, дабы огнем, мечом и золотом утвердить там власть своего короля. Игру можно вести как в реальной Америке, так и на случайно сгенеренной карте. Изначально имеется один корабль и два отряда – пионеры и солдаты. Первые этапы одинаковы для всех – высадка на берег, первый контакт с индейцами, основание первой колонии, начало добычи местных товаров (сахара, табака, железа и т.д.), исследование окрестностей, отправка первого груза в Европу… В европейских портах постепенно появляются новые колонисты, причем они могут уже иметь определенную профессию (фермер, лесоруб, кузнец и т.п.), а могут и не иметь – тут есть градация «качества» колониста: лучше всех добровольцы, ниже – мелкие служащие, совсем на дне – каторжники. Не обойтись, конечно, и без армии (солдаты, драгуны, артиллерия); да и миссионеры нередко бывают полезны для обращения индейцев в христианство. Постепенно число колоний растет, производство увеличивается. Понятно, что сырьем торговать не так выгодно, как конечным продуктом, так что необходимо выстраивать производственные цепочки: сахар перерабатывается в ром, табак – в сигары, хлопок – в ткань, меха – в шубы. Для этого тоже желательно заполучить специалистов.

Прожить без войны здесь вряд ли удастся. Индейцы не хотят просто так расставаться со своими владениями, а другие европейцы всегда готовы вырвать из ваших лап лакомый кусок. Военная составляющая здесь весьма любопытна. Любому колонисту можно вручить мушкет и отправить воевать, хотя, конечно, он будет слабее, чем профессиональный военный. Если посадить солдата на коня, получится драгун. При поражении в бою идет обратный процесс: драгун теряет коня, солдат – мушкет, и превращается в обычного колониста.

Научные исследования в «Колонизации» заменены Континентальным Конгрессом, куда необходимо собирать знаменитых исторических деятелей, так или иначе связанных с освоением Америки. Конечно, каждый избранный в Конгресс человек дает некоторые бонусы, но выбирать их нужно в зависимости от этапа игры, а также от наиболее важных для игрока действий. Так, Питер Минуит или Уильям Брюстер полезны на начальном этапе, а Томас Джефферсон или Симон Боливар – ближе к концу. Если вы ведете активную войну с индейцами, вам не обойтись без Фернандо Кортеса; Френсис Дрейк окажет немалую помощь тому, кто сделал ставку на каперов, а в случае, если ваше благосостояние основывается на добыче мехов, поддержка Генри Хадсона (Гудзона) сильно облегчит вам жизнь.

Но главная цель игры – не просто развитие колоний. Финальным этапом должно стать отделение от метрополии и победа в войне за независимость. Это совершенно особый этап игры, к которому необходимо готовиться долго и упорно. Прежде всего, надо наладить хорошее производство «колоколов свободы» и добиться в своих владениях максимально возможного перевеса сторонников отделения, а также накопить побольше военных сил. Король пошлет на подавление восстания кадровые войска, превосходящие ваши и выучкой, и вооружением, а также линкоры, способные легко справиться с самыми сильными вашими кораблями. Единственное преимущество повстанцев – опыт действий в американских условиях. Впрочем, есть возможность привлечь на свою сторону другую европейскую державу, и тогда игрок получит в свое распоряжение такие же мощные войска и корабли. Ну а когда королевские армии будут разбиты, на карте мира появится новое государство. И совсем не обязательно называть его Соединенными Штатами