1. Рууд Гуллит. "Как смотреть футбол"
читать дальшеОтчасти книга воспоминаний знаменитого игрока, отчасти популярное руководство по основам футбольной аналитики для неспециалистов. Пусть как тренер Гуллит не особенно преуспел, но в понимании игры и умении донести то, что хочет, до читателя ему не откажешь.2. Чак Вендиг. "Последствия. Долг жизни" ("Звёздные войны. Последствия", кн. 2)
читать дальшеВторая часть трилогии приобрела куда больший размах по сравнению с первой. Среди персонажей первого плана появились главные герои фильмов, да и описываемые события уже имеют непосредственное отношение к определению дальнейшей судьбы Новой Республики. Интерлюдии, впрочем, никуда не делись, но лично меня они по-прежнему не напрягают, даже интересно посмотреть краем глаза, что происходит в разных уголках бывшей империи.3. Александр Плетнёв. "Курс на прорыв" ("Проект "Орлан", кн. 2)
читать дальшеВторая и, по всей видимости, заключительная книга о крейсере "Пётр Великий", провалившемся в 1982 год. Большую её часть корабль идёт через Тихий океан к советским территориальным водам, отбиваясь от американцев. К сожалению, то и дело автор углубляется в дотошное перечисление выпущенных ракет, пушечных залпов и нанесённых ими повреждений в худших традициях Дэвида Вебера.4. Вячеслав Козляков. "Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству" (ЖЗЛ)
читать дальшеПервой жене царя Петра I не довелось сыграть сколько-нибудь существенной роли в истории России ни при жизни мужа, ни после её смерти, да и в личном отношении она была вполне типичной дочерью русского семнадцатого века. В результате книга получилась не столько жизнеописанием Евдокии Лопухиной, сколько рассказом о петровской эпохе с непривычной точки зрения.5. Джаспер Ффорде. "Песнь кваркозверя" ("Последняя Охотница на драконов", кн. 2)
читать дальшеПродолжение истории Дженнифер Стрэндж получилось ещё более легковесным, чем первая часть серии. Даже не очень тянет на самостоятельную книгу, но читается по-прежнему интересно.6. Александр Панцов. "Дэн Сяопин" (ЖЗЛ)
читать дальшеК своему стыду, до сих пор не прочёл биографию Мао Цзэдуна этого же автора, и пока что решил утолить интерес к истории Китая двадцатого века жизнеописанием человека, сыгравшего в ней, наверное, не менее важную роль. Впрочем, судьба Дэн Сяопина и сама по себе захватывает, ведь он не раз и не два поднимался к вершинам, падал с них и снова вставал. При этом Панцов не обходит вниманием ни достижения, ни ошибки своего героя, сам не давая при этом личных оценок его действий.7. Николай Карташов. "Крамской" (ЖЗЛ)
читать дальшеНебольшая книжка (из "Малой серии"), и проглотилась буквально едва ли не в одночасье. До неё я очень мало что знал о творчестве Ивана Николаевича Крамского, а тем более о нём самом. А теперь хочется ещё расширять свои знания.8. Ричард Касл. "Невыносимая жара"
читать дальшеПрошло два года с закрытия "Касла", но я по-прежнему скучаю по этому сериалу и его героям. Вот и взялся снова перечитать вышедшие книги.9. Майкл Муркок. "Глориана, или Королева, не вкусившая радостей плоти"
читать дальшеВесьма и весьма экстравагантная книга, которая притворяется авантюрно-интриганским фэнтези в псевдоальтернативно-историческом антураже, прячась при этом за громоздкой вычурностью описаний и диалогов, которые глава за главой словно бы соревнуются в покорении новых и новых вершин многословия. Когда вчитаешься, то оказывается, что при дворе Глорианы Первой, Королевы Альбиона, Владычицы возлюбленной и почитаемой богиней многими мильонами подданных, происходит много всего интересного, да и некоторые его обитатели заслуживают внимания. Вот только стоит ненадолго отвлечься, и тяжеловесные словопостроения в миг единый погребают под собой и канцлера-интригана, и капитана-трикстера, и прочих их товарищей по страницам романа.10. Борис Минаев. "Ельцин" (ЖЗЛ)
читать дальшеЕдва ли не с первых страниц старательно искал слово, которое лучше всего описало бы образ первого президента России, нарисованный автором этой книги. Нашёл, каюсь, не сам, но слово подошло как влитое - лубочный. Автор даже не пытается придерживаться хоть какой-то объективности, его Ельцин в любой момент своей жизни силён, решителен, самоотвержен, бескорыстен и вообще абсолютно безупречен в своей борьбе за счастье народа и процветание государства. Семья и друзья лишь поддерживают, но никак не направляют его, равно как и пресловутые семь банкиров, судебные дела против соратников Ельцина неизменно сфабрикованы оппонентами, любые негативные последствия его решений спровоцированы ими же, все реформы неизбежны и проведены единственно возможным способом, Шеннон президент проспал из-за лекарств, а немецким оркестром дирижировал от внутренней боли и тревоги.
Но при этом я совсем не жалею о том, что прочёл этот солидных размеров том. Ничего не знаю о Минаеве, но писать он умеет, и рассказ о событиях восьмидесятых-девяностых годов прошлого века получился у него очень увлекательным и связным.11. Брендон Сандерсон. "Герой Веков" ("Рождённый туманом", кн. 3)
читать дальшеКак водится, последняя книга трилогии предлагает героям самое сложное испытание. Своими действиями в первых двух частях они выпустили на волю некую божественную сущность с незамысловатым, но красноречивым именем Разрушитель, и теперь им нужно что-то сделать, чтоб он ничего не разрушил. Ну или хотя бы разрушил не всё. Так что будут поиски знаний, оставленных потомкам некогда ненавидимым Вседержителем, будет борьба за воссоединение расколотой империи, будут попытки раскрыть истинные сущность и предназначение Вседержителевых творений - инквизиторов, колоссов и кандра, и венцом всему - выяснение, кто же должен стать новым Героем Веков. Как всегда у Сандерсона, крайне многословно, но при этом интерес поддерживается до самого конца.12. Павел Корнев. "Мёртвый вор" ("Дорога мертвеца", кн. 1)
читать дальшеЛитРПГ в самом что ни на есть классическом виде. Поклонники автора недоумевают, почему он вдруг обратился к этому направлению, не привнеся в него ничего оригинального. Я не знаток его творчества и поэтому не недоумеваю, а просто не без удовольствия читаю увлекательное приключалово.13. Наринэ Абгарян. "Дальше жить"
читать дальшеЭто ужасная книга. Чудовищная до невозможности. Почти физической невозможности читать её больше, чем по два-три коротеньких рассказа за один раз.
Не потому, что плохая, совсем даже наоборот. Но каждый рассказ - это незамаскированная трагедия, крошечная в масштабах мира или даже страны, но глобальная для отдельного человека или семьи, трагедия, отнимающая жизни и здоровье, калечащая разум и душу и навсегда меняющая судьбы тех, кого она затронула. И хотя прошла уже четверть века, жители маленького города Берд, соседи, друзья и родственники автора книги, продолжают жить с этими трагедиями, не говоря о них, но навечно нося их с собой. 14. "Жизнь Джузеппе Гарибальди, рассказанная им самим"
читать дальшеТак и не понял, это те самые мемуары Гарибальди, редактировать которые помогал Дюма-отец, или же это более самостоятельное творчество знаменитого итальянца. С одной стороны, события последней части книги Дюма уже не застал; с другой, это не значит что он не мог поучаствовать в работе над более ранними главами.
В целом же книга оставляет двойственное впечатление. Гарибальди поучаствовал во многих захватывающих и важных событий, но рассказать о них интересно у него получается не всегда. Отчасти, наверное, потому, что события эти малоизвестны уже в наше время, и суховатое перечисление боев и стычек, а также людей, участвовавших и погибших в них, не вызывает большого интереса.15. Каролин Ларринтон. "Зима близко. Средневековый мир Игры престолов"
читать дальшеМожно по-разному относиться к сериалу "Игра престолов", равно как и к его литературной основе, но глупо будет отрицать, что за последние годы сериал сделался настоящим культурным феноменом, и неудивительно, что книги о тех или иных гранях показанного в нём мира выходят на Западе достаточно регулярно, да и до нас кое-какие брызги этой волны долетают.
Книга Ларринтон - это своего рода путеводитель по двум континентам, показанным в сериале и в книжной серии, совмещённый с попыткой найти в средневековой истории нашего мира аналоги событий, обычаев, легенд и персонажей, придуманных Мартином и/или создателями сериала. Вполне небезынтересно и местами познавательно.16. Кшиштоф Пискорский. "Тенеграф"
читать дальшеВот казалось бы, фэнтези в антураже примерно так семнадцатого европейского века - тема достаточно распространённая, а начнёшь вспоминать названия, так раз-два и обчёлся. Но вот как минимум одной книгой в списке стало больше, и причём весьма достойной. Даже будь это просто авантюрно-приключенческий в духе "Трёх мушкетёров" или, учитывая выбранные автором декорации, "Капитана Алатристе", и то получилось бы неплохо. Но тут у нас мир, в котором помимо обычных опасностей, подстерегающих фехтовальщика-наёмника, учёного, раскрывающего тайны, которые не все хотят видеть раскрытыми, или печатника, в чьи руки попадает слишком опасный секрет, существуют куда более близкие и смертоносные угрозы. Любая тень в этом мире - это потенциальный портал в потусторонний, теневой мир, враждебный и неведомый. Благодаря этому сюжет со временем приобретает по-настоящему эпический размах. И при этом автор ухитрился рассказать свою историю за один том. Это ли не чудо?17. Грег Вайсман. "Путешественник"
Простенький подростковый приключенческий роман, мало чем по большому счёту привязанный к вселенной World of Warcraft, в которой происходит его действие. С минимальными поправками его можно было бы переместить в большинство других фэнтезийных миров. Но в любом случае читается увлекательно, к тому же мне понравились иллюстрации, якобы нарисованные главным героем в своём блокноте. Продолжения жду с нетерпением.
18. Сергей Шаргунов. "Катаев. Погоня за вечной весной" (ЖЗЛ)
Очень старательная, но местами слегка тяжеловесная биография знаменитого писателя. Героя своего Шаргунов любит, но не слишком-то жалеет, раскрывая его образ со всех, в том числе и неприглядных сторон. Впрочем, не только его; биография Катаева - это во многом история всей советской литературы, и помимо центрального образа в ней очень много вроде бы мимолётных, но достаточно выпуклых портретов других людей, как друзей Катаева, так и его противников. А нередко - одновременно и тех и других. Отношения писателя с Буниным, Олешей, Булгаковым, Евтушенко, Зощенко, Маяковским и многими другими сложно охарактеризовать однозначно.
Наверное, во многом поэтому читать эту книгу особенно интересно. Хотя центральное место в ней занимает всё же литературный дар Валентина Петровича. И Шаргунову удалось заинтересовать меня этой темой настолько, что уже по ходу чтения на моих полках откуда ни возьмись образовалось шеститомное собрание сочинений Катаева.
19. Маркус Зусак. "Книжный вор"
Книга наделала шума несколько лет назад, но тогда прошла мимо моего внимания. Теперь же я до неё всё-таки добрался и приобрёл неоднозначные впечатления. Глазами девочки-подростка (хотя само повествование ведётся от лица не абы кого, а самой - вернее, самого - смерти) автор показывает нам провинциальную, относительно далёкую от войны жизнь простых граждан фашистской Германии конца тридцатых-начала сороковых годов. Автор очень старается показать, что не все немцы были сторонниками Гитлера. Пусть и не все, но толку-то? Гражданам других стран в это время было куда тяжелее и страшнее.
20. Джаспер Ффорде. "Око Золтара" ("Последняя Охотница на драконов", кн. 3)
До самых последних страниц это была лучшая книга из трилогии. В кино такой жанр называют роуд-муви; по аналогии книгу хочется назвать "роуд-новел", и такая смена жанра пошла серии явно на пользу. Новые персонажи, новые места, новые открытия. Новые абсурдно-сатирические картины вроде полуторавековой войны между железнодорожными компаниями, биржи, на которой активно торгуют долями самого себя, или стандартизированных коз.
Да и последние страницы тоже сами по себе очень хороши. Беда в том, что в отличие от предыдущих книг в финале этой части происходит резкий сюжетный поворот, настоятельно требующий продолжения прямо сейчас. А вот продолжения-то и нет даже в оригинале. И когда будет, пока неизвестно. Вот и остаётся ногти сгрызать аж до локтей...