- Ты всегда бреешься мечом?

- Таков обычай, традиция. Если меч недостаточно остер,

чтобы я мог им побриться, мне было бы стыдно его носить.

Если же он достаточно остер, то зачем мне бритва?




Добравшись наконец до Тракса, Северьян становится местным ликтором, т.е. штатным палачом, но и на этом месте долго не задерживается. Вновь преступив свой палаческий долг, он отпустил на свободу женщину, которую должен был убить, и поэтому сам также вынужден бежать. Путь его лежит дальше на север, где войска Автарха яростно сражаются с захватчиками-асцианами. Впрочем, конечная точка этого пути известна еще с начала первой книги серии, так что особой сюжетной интриги здесь нет. Ну да и ладно, не в сюжете тут дело.

Третья и четвертая части воспоминаний постаревшего Северьяна мало чем отличаются от первых двух. Все так же молодой беглый палач скитается по миру, наблюдая самые различные проявления человеческой (и не только) жизни, встречаясь и расставаясь с новыми и старыми знакомыми, даже с теми, с кем не ожидал уже увидеться. Но не зря говорят, что рядом с палачом шагает смерть – многим его знакомцам не удается пережить встречу с Северьяном, по самым разным причинам. И каждая встреча, и каждое расставание, и все прочие события постепенно превращают юного палача в действительно взрослого человека, мыслящего (его рассуждения и размышления занимают немалую часть повествования) и способного выбирать свой путь. Впрочем, мир внешний и мир внутренний тут находятся в равноправном положении, одинаково подробно описанные и по-разному, но в равной мере интересные. Как меняется сам Северьян, так меняется и его взгляд на всё, что его окружает, по мере его восхождения к вершинам власти над Урсом.

Отдельно хочется отметить внезапное проявление в сказаниях Урса земных легенд и историй; например, одним из самых ярких таких проявлений стало скрещение рассказа о Маугли и легенды о Ромуле и Реме, впрочем, внимательный читатель наверняка отыщет немало подобных аналогий.

Итак, воспоминания Северьяна закончены. Однако подводить итог рано – в серии есть еще и пятый роман. Каким он будет, пока я могу лишь предполагать, но надеюсь, что не хуже уже прочитанных. Но и после него делать выводы я поостерегусь. Книги Вулфа из тех, которые буквально требуют перечитывания для более-менее полного их понимания. Однако, не могу не предупредить, что читаются они непросто, да и в переплетениях всевозможных смыслов и сущностей с полпинка не разберешься. И все же осмелюсь предложить тем, кто ценит неторопливые, глубокомысленные и высококачественные книги, обратить внимание на творчество Вулфа. Верю, что не пожалеете.