Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел. Таков наш профессиональный девиз.

Гай Монтэг




Немного даже совестно так опаздывать с чтением книг, известных, наверное, практически всем читателям Но так уж сложилось, что Брэдбери - лишь один из многих классиков фантастики, с чьим творчеством я либо вовсе не знаком, либо читал очень мало. Впрочем, постепенно я ликвидирую этот пробел. Заранее прошу прощения за то, что ничего нового для вас в этом отзыве наверняка не будет.

Как написано в самом начале этого классического антиутопического романа, сразу после названия, 451° по Фаренгейту - это температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Дело в том, что жители мира будущего, описанного Брэдбери, крайне негативно настроены по отношению к "бумажным носителям информации", т.е., проще говоря, книгам. Настолько негативно, что все найденные книги подлежат немедленному сожжению, а их владельцев сурово наказывают. Главный герой, Гай Монтэг, один из пожарных, как раз и занимающихся сожжением книг, обычно вместе с домами, в которых они обнаружены. Он ходит на работу, выполняет свой долг, в свободное время отдыхает, преимущественно в телевизионной комнате. Его жена проводит в этой самой комнате целые дни, "участвуя" в бесконечном шоу "Родственники". До поры до времени Монтэг воспринимает это как должное, но после встречи с пожилым профессором Фабером, который еще помнит истинное значение книг для человечества, и с юной девушкой по имени Кларисса, которая оказывается способной воспринимать не только тот мир, который все видят по телевизору, его мироощущение начинает меняться. И эти изменения неминуемо приводят к попытке бунта одиночки против системы.

Роман этот, пожалуй, больше похож на притчу - мир, описанный в нем, похож на реальный, но некоторые элементы его доведены до абсурда. Впрочем, возможно, что наш сегодняшний мир даже больше похож на тот, что описан в книге, чем это было во время ее написания. По крайней мере, очень и очень многие пути его "развития" в книге мы можем видеть собственными глазами. И это грустно, мягко говоря. Правда, все равно не верится, что книги когда-нибудь будут сжигать - книги вообще, а не только "идеологически вредные", но дело-то не в этом. Пусть их не будут сжигать, пусть их просто не будут читать - изменится от этого немногое. В романе мир, не читающий книг, погибает - кстати, этот путь тоже вполне реален в современных условиях - но человечество выживает и обретает надежду на лучшее будущее. Но опять-таки не в этом дело. Главная цель этой книги - предостережение человечества, и, учитывая многие сбывшиеся прогнозы Брэдбери, предостережение крайне актуальное. Хочется верить, что человечество опомнится и прислушается.

Простите, как-то все сумбурно и невнятно у меня получилось. Такая уж это книга - ошеломляющая, несмотря даже на то, что я заранее знал о ней немало...



- Вы - безнадежный романтик, - сказал Фабер. - Это было бы смешно, если бы не было так серьезно. Вам не книги нужны, а то, что когда-то было в них, что могло бы и теперь быть в программах наших гостиных. То же внимание к подробностям, ту же чуткость и сознательность могли бы воспитывать и наши радио-и телевизионные передачи, но, увы, они этого не делают. Нет, нет, книги не выложат вам сразу все, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, - в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги - только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое. Конечно, вам неоткуда было это узнать. Вам, наверно, и сейчас еще непонятно, о чем я говорю. Но вы интуитивно пошли по правильному пути, а это главное. Слушайте, нам не хватает трех вещей. Первая. Знаете ли вы, почему так важны такие книги, как эта? Потому что они обладают качеством. А что значит качество? Для меня это текстура, ткань книги. У этой книги есть поры, она дышит. У нее есть лицо. читать дальше