Надо помнить, выбирая путь, что не дорога ведёт тебя, а ты идёшь по ней,
и не единственная верная тропа приведёт тебя к твоей цели, а все тропы,
все буераки и колдобины, все дебри непроходимые и мёртвые пустоши -
все они ведут к желанной цели, и лишь потому, что таковой была твоя воля.
Амаргин



Некоторое время назад в моей фленте название этой книги мелькало довольно часто, причём почти исключительно в хвалебных тонах. Впоследствии волна несколько схлынула, но не совсем - скажем, Пикси и Шаман "отчитались" о прочтении не так уж давно В то время, к сожалению, книгу я не нашёл, и теперь в который уже раз вынужден был ограничиться электронной версией.
Честно говоря, уже давно мне не попадались книги, рассказ о которых так трудно было бы начать. Составляющие "Золотой свирели" так тесно связаны между собой, что даже не сразу получается выбрать какую-то из них, чтоб, "потянув" за неё, рассказать и обо всех остальных. Но выбирать всё же надо, и я решил начать с описания мира, в котором происходит действие. Мы, в общем-то, видим небольшой кусочек этого мира - город и окрестности, причём число активно используемых локаций (дурацкое какое-то слово, но лучшего пока не подберу) довольно невелико. Нет, это отнюдь не недостаток - благодаря этому создаётся очень интересный эффект театрального представления. Буквально, так и представляются кое-где ремарки типа "Загородная усадьба. Те же и принцесса" Что же мы видим на этих локациях? Город, которым правит молодой король Найваро Найгерт и в котором то и дело устраивает разудалые гулянки принцесса Мораг, старшая сестра короля. Кое-какие окрестности города, включая скалу, в которой, по легенде, хранятся бесчисленные сокровища. И ещё одно место, которое мало кому из смертных доступно - так называемая та сторона, мир Сумерек, где живут существа, похожие внешне на людей, но во многом отличающиеся внутренне. Ближайшей аналогией для этого места могут послужить эльфы и их жилища под холмами в старых европейских легендах, хотя слово "эльфы", конечно, тут не встречается. Мысли, мотивы, интересы, ценности тамошних жителей людям почти недоступны, как и сама эта страна - смертный может находиться там, только если кто-то из местных поручится за него. Главная героиня книги, некогда сбежавшая из монастыря знахарка Леста Омела, прожила на той стороне без малого четверть века. Попала она туда не по своей воле - толпа, посчитавшая Лесту ведьмой, устроила ей "испытание водой", но кто-то её спас и забрал с собой. Но прошли годы, и Леста вернулась в мир. Впервые мы видим её через неделю после возвращения, и едва ли не единственным её занятием в это время оказывается кормление чудовища, спящего под вышеупомянутой скалой; путь же сквозь скалу открывает Лесте волшебная свирель, принесённая с той стороны. Впрочем, довольно скоро девушка оказывается втянутой в запутанную историю, связанную с предполагаемой угрозой, нависшей над местной королевской семьёй, причём истоки этой истории тянутся ещё из тех времён, когда Лесту не считали ведьмой и она была знакома с прежней королевой, матерью Найваро Найгерта и Мораг. Беда в том, что Омела почти ничего не помнит из тех времён и из своей жизни в мире Сумерек, поэтому разбираться в нынешних бедах и восстанавливать память приходится одновременно...
"Входил" я в эту книгу долго. Признаться, только по прочтении примерно четверти её (а это много, учитывая весьма солидный объём) удалось окончательно разобраться в происходящем и отделить то, что происходит с героиней и вокруг неё сейчас, от того, что происходило раньше, и выделить в прошлом сразу несколько событий, между которыми то и дело прыгают мысли и воспоминания Лесты. Возможно, это минусы скан-версии, и на бумаге эти эпизоды как-то отделены друг от друга. Действие разворачивается крайне неспешно, да и вообще вся эта история с королевской семьёй, пожалуй, не требует книги такой продолжительности. Если выделить то, что имеет отношение к главному сюжету, получился бы роман, в 2-3 раза меньший по объёму. Недостаток ли это? Может быть. Но портит ли он книгу в целом? Совсем необязательно - стоит хотя бы вспомнить великолепного "Спящего во тьме" Джеффри Барлоу, где центральная детективная линия тоже занимала дай бог треть довольно пухлого тома. К счастью, история повторилась и в этом случае - на интереснейший основной сюжет нанизывается множество маленьких и не очень отступлений, описаний, рассуждений, диалогов, размышлений героев и всего подобного. Из этих диалогов и рассуждений вырисовалась ещё одна сторона книги - я её теперь воспринимаю не только как взрослую сказку о королях, принцессах, колдуньях и волшебных существах, но и как своеобразный роман воспитания, пусть и написанный довольно нетрадиционным образом. Очень уж многое Лесте предстоит воспринять от окружающих, вольно или невольно становящихся наставниками для неё.
Что ещё сказать о "Золотой свирели"? Хотелось бы протянуть от неё ниточку к нашумевшему не так давно "Томасу-Рифмачу". Основания для этого есть - во-первых, если я ничего не путаю, издание "Томаса-Рифмача" украшено как иллюстрациями Ярославы Кузнецовой, во-вторых, и в самой этой книге среди эпизодических персонажей появляется некий Том-Рифмач, но вот книгу Кашнер я пока не читал, так что выводов делать не могу, увы.
И ещё не могу не отметить особенно полюбившуюся мне героиню - принцессу Мораг. Принцесса и вся её линия прописаны просто блестяще. Даже нет слов для подробного описания причин такого моего отношения к ней. Но не могу не сказать отдельное большое спасибо за такую замечательную героиню.
Итог: как минимум, это необычная, нетривиальная книга, при внешнем сходстве с другими образцами жанра фэнтези выходящая далеко за его рамки. Шедевром, правда, пока, наверное, не назову, но это вовсе не из стремления как-то занизить оценку. Всё-таки немного отжать воду бы не помешало.
Вероятность перечитывания: 80-90%.