- Знаешь, Шэнноу, когда... мы с Арчером скакали от львов, он
заговорил о тебе. Сказал, что ты человек, способный двигать горы.
- Если так, то он ошибался.
- Не думаю. Он сказал, что ты просто подойдёшь к горе и начнёшь
перетаскивать камень за камнем, не глядя, как велика гора.



Дэвид Геммел прославился своей героической фэнтези, преимущественно вполне классического вида - как в "Дренайском цикле". Я эти его книги люблю, несмотря на их однообразность, и планирую, кстати, вскоре начать перечитывание. Но пока я решил попробовать ознакомиться с его книгами, отличающимися от "Дренаев" если не по особенностям жанра, то по крайней мере по антуражу, и взялся за трилогию о Йоне Шэнноу.
Йон Шэнноу, известный также как Иерусалимец или Взыскующий Иерусалима, это человек, путешествующий по пережившему апокалипсис миру, а точнее, по нынешнему Ближнему Востоку где-то в середине третьего тысячелетия. Странствует он не просто так - он пытается разыскать Святой город, кажется, даже не вполне осознавая, зачем. На жизнь он зарабатывает преимущественно защитой мелких поселений от бандитов и грабителей, коих в постапокалиптическом мире, как водится, навалом. Но однажды ему приходится вступить в борьбу против мощной силы, называющей себя Исчадиями Ада, правит которыми некий Аваддон. Утверждая, что Бог был побеждён во время апокалипсиса, Исчадия стремятся утвердить над миром власть Сатаны...
Здесь видно первое и, наверное, самое явное отличие книги Геммела от других постапокалиптических произведений. В книгах наподобие "Почтальона", "Страстей по Лейбовицу" или даже "Дня триффидов" описывается именно наш мир, пусть и переживший какую-то катастрофу; здесь же на Земле, по-видимому, даже до апокалипсиса действовали некоторые фантастические силы - сохранившиеся с тех времён магические камни, которые можно напитать силой путём человеческих жертвоприношений, тому свидетельством. Ну и в дальнейшем от предпочитаемого Геммелом жанра книгу отличают лишь кое-какие детали антуража вроде огнестрельного оружия, а в целом это всё та же старая добрая фэнтезя. И я вовсе не хочу сказать, что это плохо - Геммел ведь по праву признан королём современной героики. Вот только непривычная смесь жанров (фэнтези + постапокалипсис) может кого-то из читателей и оттолкнуть... Но это их личное дело Я же в целом - сразу скажу - остался первой книгой трилогии доволен, а сейчас несколько слов о паре пунктов особо.
Сразу обращает на себя внимание обилие прямых и косвенных цитат из Библии, использованных в книге. Поскольку раньше я за Геммелом подобного не замечал (хотя, с другой стороны, в книгах о выдуманном мире выдержки из Ветхого завета смотрелись бы весьма странно, может, дело в этом), то резонно будет предположить, что это одна из характерных черт данной конкретной серии. И что особенно интересно (и приятно), так это то, что вся эта христианскость совершенно не раздражает, даже скорее наоборот - создаёт какую-то особенную атмосферу. Правда, мне то и дело вспоминался Джулс из "Криминального чтива", цитировавший какой-то псалом, расстреливая наркоторговцев, но это воспоминание я тоже занесу скорее в плюсы.
И ещё одно. В этой книге очень ярко проявилась склонность Геммела давать отрицательным героям положительные роли. Это встречается и в дренайских книгах, но здесь таких персонажей как минимум трое, один другого краше - Бетик, ранее бывший одним из Исчадий; Даниил Кейд, знаменитый бандит, волей судьбы ставший предводителем армии, выступившей против Аваддона; ну и, конечно, сам Шэнноу, возможно, и не вполне заслуживающий своей мрачной репутации, но всё же бесконечно далёкий от образа безупречного странствующего рыцаря. Правда, надо признать, что подобные ходы Геммел обычно компенсирует тем, что предположительно хорошие герои вполне могут оказаться совсем не теми, кем кажутся. Но, думаю, вряд ли кто-то скажет, что это минус; главное, не перегибать палку и не делать предсказуемым то, что должно быть сюрпризом.
Итог: довольно обычная героика в необычных декорациях. Прочёл с удовольствием, хотя более традиционное фэнтези от Геммела мне всё же больше по душе.
Вероятность перечитывания: 30-40%.