- Ваш народ ни о чём не спрашивает. Пища? Да. Оружие? Да. Мудрость?
Нет. Начинаю думать, что вы не сознаёте себя, не спрашиваете.
- А о чём спрашивать? Мы знаем, кто мы и что делаем. Чего нам
хотеть - философии пришельцев?
Нет. Начинаю думать, что вы не сознаёте себя, не спрашиваете.
- А о чём спрашивать? Мы знаем, кто мы и что делаем. Чего нам
хотеть - философии пришельцев?
Эта книга Стросса часто упоминается в числе лучших переводных научно-фантастических новинок прошедшего года, да и вообще отзывы о ней весьма привлекательные. Так что трудно было удержаться от прочтения, даже при том, что первое знакомство с творчеством этого писателя - повесть "Очень холодная война" - оставило довольно неприятные впечатления. "Небо сингулярности" - это первая часть дилогии "Эсхатон", действие которой происходит где-то в середине третьего тысячелетия. Эсхатон - это некая... сущность, искусственный интеллект, каким-то образом созданный людьми будущего и теперь, вернувшись в прошлое, регулирующий развитие человечества, дабы оно не уклонилось от предназначенного ему пути. С этой целью при первом своём "явлении" людям в середине двадцать первого века Эсхатон в буквальном смысле разбросал девять из десяти миллиардов жителей Земли по другим планетам во всех концах галактики. Там они и жили-выживали, до поры до времени в изоляции, выстраивая общественные отношения в новых условиях так, как считали нужным. Активные межзвёздные путешествия изоляцию наконец разрушили, однако различий между возникшими системами, конечно, не устранили. Эсхатон же тем временем продолжал пристально следить за развитием человечества, предотвращая наиболее опасные для себя (и для людей, впрочем, тоже) действия, в частности, связанные с прыжками во времени и нарушением принципа причинности. Впрочем, эта сила находится в романе на заднем плане, основное же действие носит более локальный характер.
Одно из возникших вышеописанным образом государств, носящее название Новая Республика (хотя правит там император), а вернее, одна из принадлежащих ему планет, Рохард, оказывается объектом пристального внимания некоего Фестиваля. Что такое этот Фестиваль, мало кому понятно, но угрозу Республике он представляет, прямо скажем, нешуточную. Дело в том, что Республика по своему внутреннему устройству очень напоминает пару отсталых европейских империй начала прошлого века, а именно Россию и Австрию. Впрочем, очень уж далеко Стросс углубляться не стал, составив образ Новой Республики лишь из некоторых характерных черт этих стран (исключительное социальное неравенство, строжайшая цензура, запрет на распространение современных технологий, мораль, близкая к средневековой, и т.п.) и нескольких веток вовсю цветущей клюквы вроде линейного крейсера класса "Швейк" или капитана второго ранга Ильи Муромца. Впрочем, что касается клюквы, то вполне возможно, что автор просто решил немного повеселиться и поприкалываться, и если это так, то такие мелкие чёрточки стоит занести ему в плюс. Однако вернёмся к сюжету. Власти Республики, не имея никакого представления о сущности Фестиваля, воспринимают его как совершенно обычного врага и отправляют к Рохарду отряд военных звездолётов; в составе экспедиции оказываются также двое чужих подданных - наблюдатель ООН Рашель Мансур и инженер Мартин Спрингфилд, у которых есть собственные тайные цели, мало совпадающие с официальными. На Рохарде же вовсю пылает пламя революции. Дело в том, что Фестиваль предоставляет любому человеку возможность исполнения любых его желаний, требуя в обмен всего лишь информацию, причём абсолютно всё равно какую - от детских сказок до экономических трактатов. Такие изменения в одночасье обрушивают всю власть Республики над планетой, и революционер-подпольщик Буря Рубинштейн понимает, что пришло время для серьёзных перемен...
Книга оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, картины будущего, изображённые Строссом, выглядят масштабными, логичными, убедительными и в то же время загадочно-фантастичными, особенно это касается сущностей Эсхатона и Фестиваля. Однако обилие научно-технических терминов, сопутствующее им, во-первых, сильно утяжеляет повествование, сбивая его темп, а во-вторых, заставляет всерьёз задуматься, не являются ли эти термины псевдонаучными. Мне, к сожалению, судить об этом трудно. Кроме того, эти описания чередуются с эпизодами, в которых появляются избушка на курьих ножках или Кролик, Ворон и Ежиха, что, конечно, добавляет живости происходящему, однако как-то мешает относиться к нему всерьёз. Предполагаемый конфликт тоталитарно-консервативного и либералистического образов мышления, представителями которых являются соответственно офицеры флота Республики и вышеупомянутые двое гражданских лиц, получился весьма поверхностным и односторонним - автор явно подыгрывает последним буквально во всех точках столкновений, и это несколько портит общие впечатления. Тем не менее, нельзя не признать ряда явных плюсов романа, связанных прежде всего с разветвлённым и интригующим до самых последних страниц сюжетом, с неплохо выписанными героями и, самое главное, с отлично проработанными фантастическими идеями, от масштабных изображений будущего человечества до отдельных изобретений. Так что книга совершенно однозначно заслуживает внимания всех любителей жанра, тем более что написана она относительно недавно, так что во многом может послужить отражением современного состояния дел в зарубежной "твёрдой" научной фантастике. Российские фантасты, в конце концов, почти вообще ничего в этом поджанре не предлагают читателю.
Вероятность перечитывания: 80-90%.