Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Долгое время Лонгиер для меня входил в условную группу писателей-фантастов, которых я уважаю, так сказать, заочно, будучи знакомым с их творчеством исключительно поверхностно, а то и вовсе посредством чужих впечатлений – от отзывов до престижных премий. Ущербность такого подхода мне, конечно, очевидна, в оправдание могу сказать только, что собственных суждений в отношении этих авторов я, конечно, никогда не высказывал, а просто держал их в собственной памяти на случай если захочется почитать что-то незнакомое, но наверняка достойное внимания.
Наверное, вряд ли какое-либо произведение Лонгиера лучше подходит для знакомства с его творчеством, чем небольшой (вмещается в один не самый объёмный том) цикл «Враг мой», заглавная повесть которого была в 1980 году восторженно встречена читателями и обласкана критикой – Лонгиер в один год получил за неё «Хьюго», «Небьюлу» и премию журнала "Локус". Кроме того, по мотивам повести был снят фильм, также пользовавшийся некоторым успехом, в том числе и в СССР на заре видеобума. Чем же книга Лонгиера привлекла такое внимание?
Фабула повести, в общем, достаточно незамысловата. Человечество ведёт затяжную, жестокую и нескончаемую космическую войну против чужаков-драконианцев, именуемых так, впрочем, больше по названию их центральной планеты Драко, чем из-за настоящего сходства с драконами. В бою над поверхностью одной из планет молодой пилот-истребитель Уиллис Дэвидж сбивает драконский кораблик, но и сам терпит аварию. Планета хоть и пригодна для жизни, но необитаема, средств связи ни у человека, ни у драка нет, и чтобы выжить в надежде на спасение в будущем, им поневоле приходится сотрудничать, искать какие-то точки соприкосновения, учиться понимать языки, образ мыслей и действий представителей двух враждующих обществ. Больше внимания автор уделил, конечно, дракскому языку и обычаям, поскольку люди будущего от современных нам мало чем отличаются. Враждебность перерождается в дружбу, приходящую одновременно с познанием - в общем, пожалуй, одна из вечно актуальных тем. Правда, положа руку на сердце, реализовал её Лонгиер всё же не самым лучшим образом; перемены в поведении и взаимоотношениях человека и драка слишком скоротечны и малообоснованны, особенно поначалу; хотя, если принять предложенное, то в пронзительной трагичности этой истории не откажешь.
Две другие основные части цикла - "Грядущий завет" и "Последний враг" - менее известны, но при этом проработаны детальнее и убедительнее, чем первая, хотя и складываются в конечном итоге вместе с ней в единую картину длительного поиска взаимопонимания и установления мира между двумя издавна враждующими цивилизациями, поиска, который чем дальше, тем сложнее завершить, ведь новые и новые этапы вражды лишь добавляют новые и новые подводные камни на этом пути. "Грядущий завет" - история майора земных вооружённых сил, ослепшей и попавшей в плен к дракам и вынужденной изнутри знакомиться с их жизнью и с тем, как эта война выглядит с их точки зрения. "Последний враг" - история на этот раз от лица драконианина, мечтающего прекратить войну на единственной оставшейся воюющей планете.
Помимо трёх этих произведений, цикл включает в себя Талман - дракскую "библию", авторское эссе о том, как он создавал язык драков и как вообще писал этот цикл, а также небольшой дракский словарь. В целом "Враг мой" оказался чрезвычайно разнообразным и в то же время цельным произведением, одним из лучших на тему установления контакта между цивилизациями. Лонгиер не зря получал свои награды, пусть даже оценивали они чаще всего только одну повесть, и даже если повторить свой успех он не сможет, в историю фантастики его книга вошла по праву.
Наверное, вряд ли какое-либо произведение Лонгиера лучше подходит для знакомства с его творчеством, чем небольшой (вмещается в один не самый объёмный том) цикл «Враг мой», заглавная повесть которого была в 1980 году восторженно встречена читателями и обласкана критикой – Лонгиер в один год получил за неё «Хьюго», «Небьюлу» и премию журнала "Локус". Кроме того, по мотивам повести был снят фильм, также пользовавшийся некоторым успехом, в том числе и в СССР на заре видеобума. Чем же книга Лонгиера привлекла такое внимание?
Фабула повести, в общем, достаточно незамысловата. Человечество ведёт затяжную, жестокую и нескончаемую космическую войну против чужаков-драконианцев, именуемых так, впрочем, больше по названию их центральной планеты Драко, чем из-за настоящего сходства с драконами. В бою над поверхностью одной из планет молодой пилот-истребитель Уиллис Дэвидж сбивает драконский кораблик, но и сам терпит аварию. Планета хоть и пригодна для жизни, но необитаема, средств связи ни у человека, ни у драка нет, и чтобы выжить в надежде на спасение в будущем, им поневоле приходится сотрудничать, искать какие-то точки соприкосновения, учиться понимать языки, образ мыслей и действий представителей двух враждующих обществ. Больше внимания автор уделил, конечно, дракскому языку и обычаям, поскольку люди будущего от современных нам мало чем отличаются. Враждебность перерождается в дружбу, приходящую одновременно с познанием - в общем, пожалуй, одна из вечно актуальных тем. Правда, положа руку на сердце, реализовал её Лонгиер всё же не самым лучшим образом; перемены в поведении и взаимоотношениях человека и драка слишком скоротечны и малообоснованны, особенно поначалу; хотя, если принять предложенное, то в пронзительной трагичности этой истории не откажешь.
Две другие основные части цикла - "Грядущий завет" и "Последний враг" - менее известны, но при этом проработаны детальнее и убедительнее, чем первая, хотя и складываются в конечном итоге вместе с ней в единую картину длительного поиска взаимопонимания и установления мира между двумя издавна враждующими цивилизациями, поиска, который чем дальше, тем сложнее завершить, ведь новые и новые этапы вражды лишь добавляют новые и новые подводные камни на этом пути. "Грядущий завет" - история майора земных вооружённых сил, ослепшей и попавшей в плен к дракам и вынужденной изнутри знакомиться с их жизнью и с тем, как эта война выглядит с их точки зрения. "Последний враг" - история на этот раз от лица драконианина, мечтающего прекратить войну на единственной оставшейся воюющей планете.
Помимо трёх этих произведений, цикл включает в себя Талман - дракскую "библию", авторское эссе о том, как он создавал язык драков и как вообще писал этот цикл, а также небольшой дракский словарь. В целом "Враг мой" оказался чрезвычайно разнообразным и в то же время цельным произведением, одним из лучших на тему установления контакта между цивилизациями. Лонгиер не зря получал свои награды, пусть даже оценивали они чаще всего только одну повесть, и даже если повторить свой успех он не сможет, в историю фантастики его книга вошла по праву.