Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Не повстречав чужого разума, ты не узнаешь, что значит быть человеком.
Интересный это писатель – Фрэнк Герберт. Книги его очень тяжелы, особенно поздние, и читать их подряд невероятно сложно, приходится делать заметные перерывы (к примеру, в прошлый раз я читал его аж 9 месяцев назад). И в то же время они притягательны настолько, что у меня на полках уже стоит почти полное его собрание (из числа изданных в России, конечно), из которого прочитана дай бог половина. Но со временем, уверен, прочитается всё.
На эту книгу я поглядывал долго – любопытно было посмотреть на редкий образец работы Герберта в соавторстве. Имя Билла Рэнсома в России практически неизвестно, хотя он и издавался на русском языке сольно. Я, во всяком случае, никакого представления о его творчестве не имею, и поэтому оценить его влияние на книгу нелегко. Фактически, “Ящик Пандоры” (в оригинале носящий название “The Jesus Incident”) – это типичный “поздний” Герберт с исследованием его любимых проблем вроде идеи мессианства или развития общества в замкнутом мирке и с явным преимуществом мысли перед действием. По сюжету, участники давней галактической экспедиции, пытавшиеся привить дар мышления своему кораблю “Землянин”, преуспели в этом даже слишком, и теперь уже Корабль властвует над всеми своими обитателями, которые поклоняются ему как богу. Но Корабль не просто наслаждается своей властью: он ставит эксперименты, высаживая колонистов на различные планеты и пытаясь добиться от них способности “богоТворить его”. К сожалению, ни один эксперимент успехом не завершился, и теперь предпринимается последняя попытка – на планете Пандора, большую часть которой занимает океан и где властвует единый разум, Аваата, с которым людям также предстоит найти общий язык или вступить в бой. События освещаются с самых разных точек зрения – активных персонажей здесь, пожалуй, побольше, чем в других книгах Герберта (может, не во всех, но во многих). Действие нередко прерывается пространными рассуждениями на философские, этические, религиозные темы; кроме того, по своему обыкновению Герберт предваряет каждую главу эпиграфом якобы из размышений и сочинений его персонажей. Правда, в этой книге используются и цитаты из священных книг земных религий.
Итог: поклонникам Герберта – всяческие рекомендации, ну а читателю «со стороны» лучше взять какую-нибудь другую его книгу.