Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Иллюзии - единственная стоящая вещь в нашем насквозь прагматичном мире.
Сантьяго Мондрагон, литератор
Сантьяго Мондрагон, литератор
Если, пусть даже очень приближённо, поделить всю фантастическую литературу на четыре группы, по вариантам "переводная - русскоязычная" и "фэнтези - НФ", то можно будет сказать, что больше всего я читаю переводную фэнтези, а меньше всего - русскоязычную НФ (даже если отнести к этой группе всё, что явно не фэнтези). С распределением второго-третьего места такой ясности нет, но сейчас речь не об этом. Как-то так получается, что внимание на книги из четвёртой группы я обращаю крайне редко. Вполне возможно, что из-за этого я пропустил какие-то хорошие произведения, в таком случае я пытаюсь упущенное наверстать. Так случилось и с книгой Кирилла Бенедиктова, вышедшей ещё в 2003 году и успевшей к данному моменту получить несколько премий и обзавестись приквелом. Подбирался я к ней довольно долго, изучая отзывы, рецензии и рекомендации и постепенно приходя к выводу, что она вполне способна мне понравиться. Даже так - она должна мне понравиться, а если этого не случится, то будет даже как-то странно. Вот с таким оптимистичным настроением я приступил к чтению этого весьма и весьма объёмного романа (в книжном издании более 800 страниц).
Прекрасный Новый Мир. Эти слова, представляющие собой заголовок первой из трёх частей книги, сразу настораживают и настраивают на какой-то антиутопический лад (знаменитый роман Хаксли сразу вспоминается). И действительно, прекрасным этот мир может назвать только часть его населения. Правящая часть, разумеется. Идёт 2053 год, крупнейшие и сильнейшие государства планеты (из Европы и Северной Америки, конечно) фактически объединились под контролем Белого Возрождения - по сути, фашистской религиозно-политической организации, созданной несколько десятков лет назад и обожествляющей память Иеремии Смита, Хьюстонского Пророка, фактического её основателя, погибшего восемь лет назад в результате террористической атаки. Идеальным типом человека был провозглашён англосаксонский, не имеющий никаких примесей чужой крови и никаких генетический отклонений; все остальные расы и нации были выстроены по ранжиру в зависимости от близости к этому типу. Ранжир этот определял процентную квоту представителей конкретного народа, которой будет позволено жить в Прекрасном Новом Мире - так, скажем, квота финнов составила 83%, а каким-нибудь китайцам выделили лишь десять (это с учётом того, что население Китая сократилось в разы в результате многочисленных эпидемий). От тех же, кто в квоты не попал, было решено избавиться. Не уничтожить, нет, а воспользоваться одним из последних достижений науки и "сдвинуть" лишнее население во времени, буквально на какие-то доли секунды, и тогда в Новом Мире весь этот "генетический мусор" существовать перестанет, а что с ним произойдёт в результате, уже не забота нынешних хозяев. С этой целью где-то в Центральной Азии выстроили огромную Стену, и на 31 октября 2053 года был назначен Большой Хэллоуин - операция, в результате которой со Стеной и со всеми, кто окажется за ней в этот момент, и случится всё вышеописанное. В романе описываются последние несколько дней перед этим событием, а показано всё происходящее глазами семи совершенно разных людей, объединяемых лишь тем, что все они так или иначе связаны с Большим Хэллоуином. Террорист Влад Басманов стремится сорвать планы Белого Возрождения; "крысолов" Джеймс Ки-Брас охотится на Басманова; Тамим ас-Сабах, выдающий себя за Хасана, короля Аравии, выполняет тайное задание своего монарха, который тоже должен присутствовать на церемонии, и так далее - все линии расписывать, наверное, не стоит. Но все эти отдельные истории, начавшись в разное время и в самых разных точках земного шара, постепенно, временами пересекаясь, сходятся на базе "Асгард" в Средней Азии, где и расположена Красная кнопка, запускающая весь этот проект.
Главное достоинство книги Бенедиктова - это тщательно и подробно проработанная социально-политическая картина мира середины нынешнего столетия (чувствуется политологическое образование автора). Вот на первый взгляд вроде бы описывает он её достаточно скупо и сжато, но эффект получается как раз противоположным - Новый Мир предстает перед читателем во всём многообразии, от Аравии, в состав которой влились несколько ныне самостоятельных соседних государств, до Протектората Россия, с возродившимися гигантскими поместьями и новым крепостным правом. Кроме того, здесь мы видим сразу несколько отлично описанных сюжетообразующих персонажей, которые непохожи один на другого (да и не могут быть похожи), но весьма примечательны каждый по своему, как благодаря исполняемой ими роли, так и сами по себе - даже те, кто защищает явно неправое дело, или, наоборот, пользуется в своей деятельности недопустимыми (с нашей точки зрения) методами. Ну и сюжет, конечно, удался на славу - несмотря на, казалось бы, излишнее многословие и подробные описания самых разных вещей, он цепко удерживает внимание читателя, заставляя затаив дыхание следить за постепенным нагнетанием напряжения по мере того, как приближается назначенный "Час Ч". Я лично читал почти всё воскресенье, практически не отрываясь, и с удовольствием бы продолжал читать, если б книга внезапно не закончилась.
Именно внезапно - это, пожалуй, разочаровало меня больше всего. Как будто автор то ли не захотел так же тщательно прописывать последние эпизоды, то ли просто торопился всё это закончить, и взял и оборвал большую часть линий, а остальные оставил болтаться незавершёнными. Получилось как будто долго-долго сжималась какая-то очень мощная пружина, и в результате, не выдержав напряжения, лопнула. Жаль, что всё это великолепие не нашло нужного финала. Я даже не то чтобы против того, как именно всё это закончилось, но хоть бы не так торопливо было...
Итог: тем не менее, несмотря на несколько смазанный конец, книга получилась более чем удачной и достойной чтения и перечитывания. Надеюсь, автор ещё вернётся в этот мир и продолжит эту историю (планы такие вроде бы есть), а я пока поищу приквел - "Путь шута".
Вероятность перечитывания: 90-100%.
а меня Бенедиктов сильно разочаровал, ИМХО книга неплоха, да и то в основном в плане художественного воплощения, а не идейной наполненности, поставил 7 баллов.