Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Это, пожалуй, первая (по хронологии написания) книга Кея, о которой можно с уверенностью сказать, что действие в ней происходит в том же мире, что и какая-либо другая. Разумеется, за исключением романов, входящих в трилогию "Гобелены Фьонавара", которые я лично рассматриваю как единое произведение. Есть некоторые намеки на то, что действие "Тиганы" и "Песни для Арбонны" тоже происходит в одном мире, но намеки эти весьма незначительны. Ну а в данном случае можно точно утверждать, что действие "Сарантийской мозаики" - дилогии, первой частью которой и является "Дорога в Сарантий" - происходит в одном мире с "Львами Аль-Рассана", правда, на несколько веков раньше.
На сей раз историческим аналогом книги послужила Византия времен правления Юстиниана I. До поры до времени глобальные события соответствуют истории - войны, восстания, интриги... Да и в большей части персонажей вполне угадываются прототипы - от императора Валерия и его жены Аликсаны, бывшей танцовщицы, до Пертения Евбульского, секретаря и историка, весьма и весьма похожего на Прокопия Кесарийского.
Впрочем, главный герой книги - мозаичник из Батиары (Италии) Кай Криспин, отправляющийся в легендарный Сарантий, столицу империи, под именем своего друга и учителя, по приглашению императора для создания мозаики в новом святилище Джада. Что его там ждет, рассказывать, конечно, не буду.
В целом, книга довольно сильно похожа на "Львов". Правда, доля фантастического элемента растет (одушевленные механические птицы алхимика Зотика, древний лесной бог Людан в облике зубра, странные огоньки на улицах Сарантия), и он уже начинает оказывать некоторое влияние на развитие сюжета, но пока на его побочные ответвления.
Нельзя не отметить редкую скрупулезность автора в описании деталей. Главный герой - мозаичник? Кей подробнейшим образом изучает теорию тогдашнего мозаичного искусства, и действия и размышления Криспина становятся абсолютно достоверными. Но не бойтесь, в лекцию текст вовсе не превращается. Действие переносится на ипподром? Кей не менее тщательно исследует все, что относится к проведению гонок на колесницах, и т.д.
Традиционно удачно получились герои. Даже Валерий Второй у него прежде всего человек, а потом уже император; Валерий и Аликсана - прежде всего любящие супруги, а лишь затем император и императрица. Но, конечно, видеть их такими мы можем только в отсутствие прочих. Многие герои (повторяюсь, но куда уж деваться) заслуживали бы отдельных книг, посвященных им. Валерий. Аликсана. Леонт - верховный стратиг. Стилиана Далейна - дочь аристократа, убитого Валерием, и жена Леонта. Зотик - алхимик, научившийся даровать души своим механическим созданиям. Гизелла - царица антов, единственная наследница своего великого отца, которую не хотят видеть своей правительницей непокорные подданные.
О Гизелле хотелось бы сказать чуть больше. За ней без труда угадывается Амаласунта, дочь правителя готов Теодориха, обратившаяся за помощью к Юстиниану, после чего началась длительная война Византии с готами. Обычно в литературе мы видим ее образ с точки зрения готов, для которых она стала предательницей. Здесь же есть уникальная возможность взглянуть с другой стороны, за что Кею отдельное спасибо.
Еще стоит отметить историю Пронобия Тилитика - язвительнейшую насмешку автора над церковью и ее "святыми".
Итог же подводить не буду, поскольку впереди еще вторая часть дилогии - "Повелитель императоров".
На сей раз историческим аналогом книги послужила Византия времен правления Юстиниана I. До поры до времени глобальные события соответствуют истории - войны, восстания, интриги... Да и в большей части персонажей вполне угадываются прототипы - от императора Валерия и его жены Аликсаны, бывшей танцовщицы, до Пертения Евбульского, секретаря и историка, весьма и весьма похожего на Прокопия Кесарийского.
Впрочем, главный герой книги - мозаичник из Батиары (Италии) Кай Криспин, отправляющийся в легендарный Сарантий, столицу империи, под именем своего друга и учителя, по приглашению императора для создания мозаики в новом святилище Джада. Что его там ждет, рассказывать, конечно, не буду.
В целом, книга довольно сильно похожа на "Львов". Правда, доля фантастического элемента растет (одушевленные механические птицы алхимика Зотика, древний лесной бог Людан в облике зубра, странные огоньки на улицах Сарантия), и он уже начинает оказывать некоторое влияние на развитие сюжета, но пока на его побочные ответвления.
Нельзя не отметить редкую скрупулезность автора в описании деталей. Главный герой - мозаичник? Кей подробнейшим образом изучает теорию тогдашнего мозаичного искусства, и действия и размышления Криспина становятся абсолютно достоверными. Но не бойтесь, в лекцию текст вовсе не превращается. Действие переносится на ипподром? Кей не менее тщательно исследует все, что относится к проведению гонок на колесницах, и т.д.
Традиционно удачно получились герои. Даже Валерий Второй у него прежде всего человек, а потом уже император; Валерий и Аликсана - прежде всего любящие супруги, а лишь затем император и императрица. Но, конечно, видеть их такими мы можем только в отсутствие прочих. Многие герои (повторяюсь, но куда уж деваться) заслуживали бы отдельных книг, посвященных им. Валерий. Аликсана. Леонт - верховный стратиг. Стилиана Далейна - дочь аристократа, убитого Валерием, и жена Леонта. Зотик - алхимик, научившийся даровать души своим механическим созданиям. Гизелла - царица антов, единственная наследница своего великого отца, которую не хотят видеть своей правительницей непокорные подданные.
О Гизелле хотелось бы сказать чуть больше. За ней без труда угадывается Амаласунта, дочь правителя готов Теодориха, обратившаяся за помощью к Юстиниану, после чего началась длительная война Византии с готами. Обычно в литературе мы видим ее образ с точки зрения готов, для которых она стала предательницей. Здесь же есть уникальная возможность взглянуть с другой стороны, за что Кею отдельное спасибо.
Еще стоит отметить историю Пронобия Тилитика - язвительнейшую насмешку автора над церковью и ее "святыми".
Итог же подводить не буду, поскольку впереди еще вторая часть дилогии - "Повелитель императоров".
Я бы добавила, что Прокопия Кесарийского тоже протащили не хуже, чем Гатти - Шекспира.