Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
Всех, кому уже жить не светило,
Превращал он в нормальных людей,
Но огромное это светило,
К сожалению, было еврей.
В. Высоцкий (?)
Превращал он в нормальных людей,
Но огромное это светило,
К сожалению, было еврей.
В. Высоцкий (?)
Ну, эпиграф не совсем подходит. Но и не так чтобы очень уж противоречит сути ))) На сей раз в центр повествования поставлен не конкретный случай человеконарушения, а целый глобальный вопрос, обсуждаемый веками. Решить его, разумеется, не удается, хотя некоторые связанные с ним преступления все же влекут за собой заслуженное наказание.
Вопрос этот – еврейский. Тему эту действительно мусолят веками, хотя фактически причина у этого одна. Во все времена проблем бывает множество, и в них надо кого-то обвинять. Обвинять себя самих противно человеческой природе, а значит, надо искать кого-то другого. И евреи подходят на эту роль как нельзя лучше. Они часто добиваются больших успехов (кто бы спорил, в большинстве своем евреи действительно умнее других народов); в то же время они словно бы нарочито противопоставляют себя остальному миру. Отсюда и антисемитизм. Да и когда магнаты и банкиры начинают рассуждать о том, как им плохо и как их угнетают, это не может не вызывать раздражения. Вот только оправдать погромы это раздражение никак не может, тем более что громят-то не банкиров и не магнатов.
Что-то я увлекся. Вернемся к книге. Роман действительно хорош, хотя и оказался заметно объемнее предыдущих. Пожалуй, он получился лучше всех трех книг второй цзюани. Снова заставляет сопереживать героям и.. как бы это сказать… «единочаять» с ними. Не со всеми, правда – только с главными и постоянными. На Богдане и Баге останавливаться не стану, а вот о двух других главных героях данной книги несколько слов скажу.
Мордехай Ванюшин. «Беспощадно добрый человек». Сложный персонаж. Талантливейший ученый. Идеалист, ради своих идеалов предавший (да, предавший) собственный народ. Встреча с Магдой сыграла определяющую роль в его жизни, причем роль и положительную, и отрицательную. Не будь ее, Мордехай, думаю, никогда бы не дошел до попытки уничтожить Луну. И фраза «Порядочный человек не может иметь иных, чем у меня, убеждений» - это чистой воды гордыня, не свойственная, кажется, Мордехаю «до-магдовского» периода.
Магда. Она заметно проще Мордехая, по крайней мере внешне. Образ ее нарисован скорее отталкивающим (для меня, во всяком случае). И единственное, что движет ею, - это ненависть к евреям. И даже любовь Мордехая (ведь они действительно любили друг друга) она превратила в оружие для своей ненависти к его народу. И саму себя принесла этой ненависти в жертву, отчего в конце Магда вызывает лишь жалость.
Итог (а то никогда не остановлюсь): книга очень сильная, хотя и совершенно не похожая на начало «Евразийской симфонии». Не зря ван Зайчик молчал три года перед ее изданием.
Но как здорово, правда
книга очень сильная, хотя и совершенно не похожая на начало «Евразийской симфонии». Не зря ван Зайчик молчал три года перед ее изданием.
ППКС
Прямо редкостная вещь получилась
Третья цзюань началась крайне многообещающе, что же будет дальше