Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.
...талант здесь нужен, дети. Особенный талант: быть учеником, быть учителем.

А вы листом бумаги под печатный пресс легли! кричите теперь - наше, дескать!

до последней буковки! сами придумали! Пластинки вы патефонные...

А пыжитесь - певцы! тенора оперные...




Довольно любопытно смотрятся мои оценки романам Олди, выстроенным в хронологическом порядке. Забавно из-за неравномерности. "Ранние" Олди большей частью оценены (за исключением составных частей "Бездны голодных глаз"), "поздние" тоже обзавелись баллами, все, кроме "Пентакля". А вот с 1997 по 2001 год - пустота с одинокой восьмеркой "Одиссею". Так что устранением этой пустоты я и решил заняться после того, как прочел почти все из поздних книг.

Итак, "Маг в законе", роман, очень условно отнесенный к "Воровскому циклу" вместе с "Пасынками восьмой заповеди". Настолько условно, что, по-моему, это сделано только чтоб поставить какое-то название на омнибус в "Шедеврах отечественной фантастики", поскольку, за исключением незаконного рода деятельности главных персонажей, ничего общего в этих книгах нет. В этом романе перед нами предстает Россия на рубеже XIX-XX веков, почти утопическая, почти беспроблемная страна, главной видимой проблемой которой являются преступники-маги, применяющие свои волшебные таланты на криминальной стезе и постоянно набирающие новых учеников. Несколько таких магов и стали главными героями книги - опытные Рашка-Княгиня и Дуфуня Друц-Вишневский и их ученики, Федор и Акулина. Впрочем, действительно главных персонажей тут все же пять - есть еще и полковник Шалва Джандиери, жандарм из числа специально подготовленных для борьбы именно с этими особыми преступниками. Сюжет романа не сказать чтоб очень сложен, но весьма насыщен и при немалом объеме книги очень динамичен. Вот что интересно: читал я книгу медленнее, чем другие, но зато читалась она буквально взахлеб: хотелось пить и пить ее, смаковать, наслаждаться, перекатывая языком во рту...

Но чем дальше, тем больше авантюрный детективный боевик превращался в философскую притчу о проблемах индивидуальности, об учителях и учениках, о том, что, казалось бы, бесценный Договор, мгновенно передающий знания и способности мастера ученику, на самом деле губителен для их дела, так как не оставляет возможности для развития, ведь теперь ученику никогда не дано будет превзойти предшественников, он всегда будет, пусть и немного, но хуже и слабее. В конце героям книги предоставляется возможность разорвать этот круг, но воспользуются ли они ей? Рискнут ли собственными детьми? Поверят ли в эту необходимость? Удержатся ли от соблазна остаться на спокойной государственной службе и отдать секрет Договора для использования в других сферах человеческой деятельности? Кто знает... Разве что сами Олди, да и то не факт.

Книга получилась действительно потрясающей, очень красивой, затягивающей и, по традиции, оставляющей простор для воображения, для домыслов, для всевозможных трактовок, иногда даже диаметрально противоположных. Многое осталось непонятным - ну хотя бы, почему маги применяли свои способности исключительно на неправедном пути? Неужели та же Рашель не сумела найти более продуктивного метода их использования? Впрочем, ни одну из книг Олди нельзя понять после однократного прочтения.

Попробую-ка я задать Олдям один вопросик :) Если что выйдет хорошее, отпишусь.



- Слышь, Рашеля, - спросил, чтоб не молчать, - а чего они...

- Кто "они", Феденька?

- Ну, не они. Вы; вы все. Когда из божьей коровки жандарм-унтер приключился. А

вы все заладили хором:

"Быть не может! Быть не может!.." Чего тут не может? В самую точку: вы... мы -

мажье семя, а облавники - они люди государственные! Им нас и так по-всякому

изводить надо: острогами, каторгой...

читать дальше