Ты знаешь, кто я? Я - твой друг.

Пожалуй, название "Рождение империи" этой книге не вполне подходит. Во всяком случае, пока: единственная существующая в описанном мире империя родилась уже очень давно, в книге же описано лишь основание одной из ее колоний. Возможно, в контексте всей трилогии это название окажется более оправданным, на данный момент об этом судить сложно.

Книга сразу привлекает внимание необычностью антуража: можно по пальцам пересчитать авторов, которые решались взять за основу своих фэнтези-вселенных XVIII-XIX века земной истории, несмотря на всю оригинальность и перспективность такого хода. Браун решился пойти почти непроторенной дорогой, и вполне в этом преуспел. Его мир одновременно похож на наш и в корне от него отличается. Этому способствует и необычная система магии, действующей здесь: обращаться к дару волшебства, Сефиду, могут только члены одного-единственного семейства Кевлеренов, но каждый раз им для этого нужно убивать кого-то, кого они любят. В большинстве случаев в жертву приносят животных, реже - людей, специально отобранных для этого и составляющих как бы свою семью, Акскеврелеренов. Для самой могущественной магии нужно убить собственного Избранного, самого близкого человека, сопровождающего каждого Кевлерена с детства. Но наступает момент, когда вся эта система готова рухнуть - линия Кевлеренов, правившая королевством Ривальд, свергнута и большей частью уничтожена, и движущей силой переворота стали как раз их Избранные. А значит, правители Хамилайской империи тоже не могут чувствовать себя спокойно и доверять своим Избранным, как раньше. Мир оказывается на пороге глобальных перемен...

Не раз уже отмечалось, что для Брауна, похоже, гораздо интереснее описывать судьбы стран и целого мира в условиях подобных изменений, пусть даже передавая их через восприятие отдельных персонажей, чем рассказывать истории о конкретных людях. В романе, пожалуй, наберется под десяток условно центральных героев, каждому из которых выделена своя сюжетная линия, причем эти линии постоянно соприкасаются и пересекаются друг с другом, создавая цельную сеть событий. Сами герои на этом глобальном фоне слегка теряются, хотя это не мешает им преподносить сюрпризы: никогда не угадаешь, что приготовил им автор дальше, чья линия выйдет на передний план, а чья уже готова оборваться.

Если же оценить книгу вкратце, то это будет выглядеть примерно так: достойное начало весьма и весьма любопытного эпика. При этом последние страницы романа если и не переворачивают всё с ног на голову, то по крайней мере однозначно вызывают большой интерес к продолжению.